Болонская система образования: что это и почему ее нет в Беларуси

Беларусь сегодня не входит в список стран, присоединившихся к Болонскому процессу, хотя наши ближайшие соседи — Россия и Украина — подписали Болонскую Декларацию. Какие преимущества дает присоединение к Болонской системе, какие ее цели и стоит ли нам поддерживать развитие общей европейской системы образования?

На карте, где зеленым отмечены все 47 стран, поддержавших Болонскую систему образования, Беларусь остается серой областью на фоне сплошного зеленого цвета. В европейском регионе, помимо нас, лишь государства-малютки Сан-Марино и Монако еще не подписали Болонскую декларацию.

Идея создания единого образовательного пространства в Европе появилась еще в 70-х годах прошлого столетия, но лишь в 1998 году министры образования четырех стран — Италии, Франции, Германии и Великобритании — подписали Сорбонскую декларацию, запустившую процесс унификации систем высшего образования, существующих в европейских государствах. Основным мотивом начала Болонского процесса стало то, что разнородность систем образования мешала развитию науки в регионе, а также более открытой коммуникации студентов и преподавательского состава. Сегментация образования сильно ограничивала перемещения студентов, а также трудоустройство специалистов в других странах. Учитывая процессы масштабной миграции внутри самого Евросоюза, эти помехи нужно было убирать.

С 1999 года, когда была подписана Болонская декларация, начался сложный многоэтапный процесс приведения всех систем образования разных государств к единым образовательным стандартам.  Существует четыре основные цели  Болонского процесса, в которых выражаются все преимущества единой системы образования.

1. Создание единой системы сертификации и введение единой формы приложения к диплому, принимаемого во всех странах, подписавших Болонскую декларацию, призваны значительно облегчить межвузовские коммуникации, а также мобильность студентов и педагогического состава.

2. Обеспечение перехода к двухуровневой системе высшего образования с двумя степенями: бакалавра и магистра. На бакалавра в едином европейском образовательном пространстве нужно учиться от трех до четырех лет, еще один-два года в ВУЗе дает право на получение степени магистра, затем еще два года приносит степень доктора. При этом за ВУЗами сохраняется право самим определять как длительность обучения на том или ином уровне, так и содержание предлагаемых образовательных программ.

Нужно заметить, что степени специалиста, которая наиболее распространена на постсоветском пространстве, в Европе не существует. В этом состоит основная сложность присоединения России или Казахстана к единому европейскому образовательному пространству, так как возникают сложности с работодателями внутри страны. Общественное мнение не готово к принятию четырех- или шестилетнего образования в качестве полноценного свидетельства квалификации специалиста.

3. Введение единой системы зачета: кредитных единиц трудоемкости дисциплин (ECTS). Оставляя за ВУЗами право самим составлять образовательные программы, регулировать количество часов, отводимых на разные дисциплины, Болонская система предполагает, что любое высшее образование может быть исчислено качественно и количественно в универсальных единицах — кредитах. И приехав в любую страну, студент или выпускник может доказать свою квалификацию на основании кредитного зачета. В приложении к диплому указывается, сколько кредитов было получено студентом при изучении той или иной дисциплины.

Аналогично и преподаватели, а также другие работники в образовании имеют свою систему кредитов, и смена работы или места жительства в пределах стран, поддержавших Болонскую декларацию, не влияет на учет стажа. Все годы, потраченные на стажировку и работу в европейском регионе, будут признаны и аккредитованы.

Именно из-за своеобразной системы кредитов, на разработку которой ушло несколько лет и столько же на внедрение в практику всех ВУЗов, европейская система высшего образования не нашла возможности сообщения с американской системой. Вначале американцы принимали деятельное участие во внедрении в Европе новой системы образования, но когда стало ясно, что Болонская система будет отличаться от американской,  где кредиты начисляются по иным критериям, вопрос сотрудничества и взаимного признания остался открытым.

4. Весь процесс унификации необходимо регулировать и контролировать, причем надзорный орган должен быть независимым и объективным. В Болонской системе предполагается учреждение аккредитационных агентств, которые не подчиняются ни правительствам стран, ни каким-либо иным международным организациям. Основная цель агентств — устанавливать стандарты европейского образования и следить за тем, чтобы ВУЗы всех стран соответст