Инвестиции IT в образование: кому это выгодно?

Сегодня в нашей стране существует довольно бурно растущий рынок информационных технологий, где IT-компании составляют здоровую конкуренцию западным коллегам. Сфера IT – это самые перспективные специальности, зарплата выше средней по стране, постоянный доход, карьерный рост и опыт международного сотрудничества. Сфера IT выглядит очень заманчиво и вряд ли нуждается в лишней рекламе для привлечения сотрудников.  Вопрос стоит несколько иначе: нуждаются ли наши IT-компании в хорошо обученных молодых специалистах, и что нужно сделать, чтобы получить место в такой компании?

С одной стороны, конечно же, в сфере информационных технологий нужда в постоянном притоке хорошо обученных и умелых сотрудников не ослабевает, а увеличивается. С другой стороны, базового университетского образования для молодого специалиста давно уже недостаточно для успешной работы с передовыми технологиями, которые обновляются гораздо быстрее, чем учебная программа. Возникает некий разрыв в опыте, который можно преодолеть двумя путями.

Первый из них сложный для работника, но самый выгодный для компании – это самообразование. Инициативные студенты уже с первых курсов занимаются вне программы практической деятельностью, участвуют в различных конкурсах, проектах, изучают новые тенденции в интересующей их сфере. Именно это к моменту получения диплома значительно увеличивает шансы получить желаемую работу.

Второй путь более затратный для компаний, но выгодный для молодых специалистов: IT-компании могут сами заниматься обучением необходимых кадров. Для этого организовываются как внутрикорпоративные тренинги и обучающие программы, так и курсы, где специалистов доучивают на основе высшего образования.

Например, в EPAM Systems существует целое подразделение, занимающееся обучением студентов, которые затем получают возможность трудоустроится в компании. Здесь проводят тренинги на базе учебных лабораторий, когда студента фактически «погружают» непосредственно в ту сферу, в которой нужно будет впоследствии работать. Таким образом преодолевается разрыв между теорией и практикой, существующий в нынешнем образовании. И если в EPAM Systems обучают самым популярным ныне направлениям: Java, C#, то в UXpresso готовят специалистов более узкого профиля: UX-специалистов, UI-тестировщиков, проектировщиков интерфейсов, информационных архитекторов. О многих из этих специальностей даже не упоминается в университетских курсах, так что компания понимает свою долю ответственности за рынок специалистов с нужными навыками в области юзабилити/UX. Не сумеют организовать обучение – не получат сотрудников. Особенно остро стоит проблема недобора обученных кадров в таких новых для нашей страны сферах, как поддержкеа и сопровождение программных продуктов, SAP/ABAP,  Business Analysis и Business Intelligence.

Как бы то ни было, а рынок труда в Беларуси остается одним из самых бюджетных. Подготовка специалиста обходится гораздо дешевле, чем на Западе, а требования к оплате труда у специалистов гораздо ниже. Многие после университета соглашаются по несколько месяцев работать за 50-100 долларов, только бы получить необходимый опыт. Не может не радовать IT-компании и ситуация с инициативными студентами. Многие их них активно участвуют в различных open-source проектах, международных конкурсах, соревнованиях между университетами разных стран. Кроме того, современная молодежь вырастает в среде, которая наполнена информационными технологиями, они не мыслят своей жизни без них, а значит, их способности к обучению будут все возрастать.  Рынок IT  в Беларуси в будущем имеет очень высокие перспективы. Единственной волнующей проблемой остается отток обученных специалистов за рубеж. И здесь уже сами IT компании должны регулировать привлекательность собственных предложений и удерживать ценные кадры с помощью различных мотивирующих факторов, в том числе предлагая льготные программы обучения.

Итак, интерес белорусских IT-компаний и наших молодых специалистов можно считать обоюдным, а инвестиции в образование сегодня с лихвой окупаются через несколько лет.